Решение изменить основные виды деятельности компании или расширить перечень существующих собственник субъекта хозяйствования может принять по нескольким причинам. Одна из них – это желание вывести бизнес на новый уровень и занять более весомую долю на рынке. Однако в текущих экономических условиях смена кодов экономической деятельности все чаще является объективной необходимостью. Так, предприятия, у которых основной ОКВЭД указан неверно, остаются без государственной поддержки, имея при этом полное право на неё.
Каждому виду деятельности присваивается свой код по Общероссийскому классификатору ОКВЭД, поэтому смена рабочей специализации компании сопряжена с обязательной сменой информации по ОКВЭД. Об этих изменениях надо будет также вовремя проинформировать налоговые органы.
Информация о текущих кодах ОКВЭД субъекта размещается также и в единых общегосударственных реестрах юрлиц (ЕГРЮЛ) и физлиц-предпринимателей (ЕГРИП). Поэтому смена кодов хозяйственной деятельности, согласно нормам госрегистрации субъекта и внесении изменений, закреплённым в ФЗ от 08.08.2001 г. №129-ФЗ об осуществлении регистрации юрлиц и ИП, предполагает отражение обновленной информации и в госреестрах.
Как изменить ОКВЭД предприятия: поэтапное руководство
Внесение рассматриваемых изменений – процедура не сложная. При этом неверно составленные документы, или несоблюдение сроков их подачи могут стать поводом отказать предприятию в госрегистрации обновленной информации. Как изменить коды ОКВЭД для ООО, рассмотрим ниже.
1. Проверка учредительной документации
Начать надо с просмотра Устава: в нём может быть зафиксировано, что субъект имеет право вести любую разрешенную хозяйственную деятельность либо только отдельные её виды.
Если в Уставе отсутствует четкий список того, чем конкретно данная фирма может заниматься на рынке, закон разрешает ограничиться только подачей в НИ заявки об изменении кодов. Если же Уставом четко регламентированы виды проводимой деятельности, менять надо будет и его.
Дополните закрепленный в Уставе список действующих направлений работы компании предложением «и другая деятельность, которую может осуществлять юридическое лицо согласно закону», и в последующем вносить коррективы в госреестр будет гораздо проще.
2. Поиск подходящих кодов ОКВЭД
Их можно посмотреть в унифицированном классификаторе ОКВЭД — в нем объединены все коды направлений хозяйственной деятельности. На сегодня в сети Internet можно найти много его редакций. Однако в текущем 2020 г. работать надо со справочником ОК 029-2014 (он же ОКВЭД 2) — предыдущие утратили силу.
Для осуществления госрегистрации смены направлений хозяйственной деятельности важно правильно указать в ходатайстве коды ОКВЭД. Действующие коды с расшифровкой и описанием по направлениям деятельности можно найти на специализированных ресурсах, например на https://код-оквэд.рф.
Если вы не уверены в правильности выбора, можно обратиться за консультацией к практикующим регистраторам. Они также помогут с вопросом, как изменить коды ОКВЭД для ООО самостоятельно.
3. Выбор типа заявки на смену кодов
3.1. Если согласно Уставу юрлицо вправе осуществлять любую деятельность, берут бланк заявки Р14001. Оформления требуют титульный и листы «Н» и «Р». На 1-й странице листа «Н» указываются новые коды, на 2-й – те, которые надо удалить из реестра. По окончании заполнения листы документа нумеруют и печатают.
3.2. Если в Уставе предусмотрен закрытый перечень кодов, заполняется бланк заявки Р13001. Оформляется заглавный и листы «Л» и «М». На 1-й странице листа «Л» отражают новый основной, а на 2-ой — неактуальные (требующие исключения) коды ОКВЭД. 3-ю страницу листа «М» заполняют собственноручно.
ВАЖНО! Способ подачи документации в налоговую — самолично директором, через уполномоченное лицо или почтой — значения не имеет: в любом случае заявление следует заверить у нотариуса. Для этой процедуры в нотариальную контору предоставляется выписка из ЕГРЮЛ датой выдачи не более одного месяца.
4. Подготовка решения собственников
Смена либо расширение списка кодов хозяйственной деятельности фирмы по Классификатору является компетенцией её собственников. В связи с этим надо подготовить протокол заседания учредителей или решение единственного собственника, и утвердить такие вопросы:
- изменить ОКВЭД для ООО — включить в перечень и (или) исключить из него определенные коды. Отдельным пунктом рассматривается вопрос об изменении основного направления хозяйственной деятельности компании (главного кода). Все коды прописываются в формате цифр — описательную часть делать не нужно. К примеру, деятельность гостиниц и других мест для временного проживания нужно будет обозначать кодом 55.10;
- включить изменения в Устав предприятия в связи со сменой видов его деятельности. Этот пункт обязателен только для тех юрлиц, Устав которых содержит исчерпывающий перечень разрешенных видов деятельности;
- предоставить директору или лицу, действующему по доверенности, полномочия на осуществление действий, связанных c проведением процедуры регистрации новых кодов ОКВЭД.
ВАЖНО! Отсчёт 3-х рабочих дней, на протяжении которых закон обязывает компанию подать в ИФНС документы на проведение изменений, начинается с момента подписания протокола.
5. Формирование пакета документов
В случае, когда смена ОКВЭД предполагает замену Устава, готовим такие документы:
- заявление (бланк формы Р13001), заверенное у нотариуса *;
- протокол собрания уполномоченного органа (учредителей, единственного участника);
- Устав в новой редакции либо изменения к нему (2 экземпляра);
- платежка об уплате госпошлины (800 руб.)
Если при смене ОКВЭД не надо менять редакцию Устава, подготовьте такие документы:
- заявление (бланк формы Р14001), заверенное нотариально *;
- протокол уполномоченного органа о планируемых изменениях (собрания учредителей, единственного участника). Хотя этот документ, согласно закону, не входит в список обязательных, налоговая все равно его запрашивает: он необходим для подтверждения соблюдения компанией трёхдневного срока, отведенного на подачу документов об изменениях.
* Удостоверять заявление у нотариуса не надо, если вы подписываете документацию на внесение изменений цифровой подписью и подаете её через электронный налоговый сервис.
Сначала документация заверяется директором или уполномоченным лицом в нотариальной конторе (нотариус также должен удостоверить и подпись заявителя). После этого готовый пакет документов предоставляется в местный налоговый орган.
ВАЖНО! В случае изменения видов хозяйственной деятельности на предприятие возлагается обязательство проинформировать об этом НИ. Если этого не сделать, его ждут административные санкции — наличие неактуальных сведений в реестре чревато для субъекта хозяйствования взысканием штрафа 5 тыс. руб.
6. Проведение регистрации и выдача подтверждающих документов
Если в поданных документах ошибок или нарушений выявлено не было, то регистрацию изменений ОКВЭД проведут в течение 5 рабочих дней. Сразу после этого субъект хозяйствования получит лист с новыми кодами ОКВЭД и, при необходимости, второй экземпляр Устава с отметкой налоговой.
Смена ОКВЭД для ИП: пошаговое руководство
Если физлицо-предприниматель планирует начать новый вид хозяйственной деятельности, ему надо:
1. Выбрать подходящее новые коды ОКВЭД — они будут внесены в обновленную документацию. В этом предпринимателю поможет электронный классификатор ОКВЭД на 2020 год, который можно найти на тематических ресурсах в Internet.
Код ОКВЭД должен состоять из не менее чем 4-х знаков. При этом 5-й и 6-й знаки можно не указывать.
2. Определиться с основным (главным) кодом ОКВЭД. В данном случае под основным понимают то направление деятельности, которые будет обеспечивать предпринимателю максимальный доход. Его вид влияет на размер тарифа на обязательное социальное страхование сотрудников. Поэтому работодатели-ИП обязаны при смене основного вида деятельности предоставить в Фонд соцстраха справку с подтверждением основного ОКВЭД. Этим обязательством не охватываются ИП без работников — они не предоставляют такие сведения даже при изменении основного кода ОКВЭД.
3. Сформировать заявку по форме Р24001 (если она заполняется вручную, это надо делать только чёрным цветом чернил, если на ПК – выбрать шрифт Courier new, кегль 18) — титульный и листы «Е» и «Ж».
В заглавный (титульный) лист вносят стандартные данные ИП: ФИО, ИНН и тд. Если физлицо-ИП хочет поменять основную специализацию, то новый код заносят на 1-ю страницу листа «Е» (п. 1.1.). Включить другие коды с учётом новой планируемой деятельности можно в п. 1.2. Их количество может быть любое. На 2-ю страницу листа «Е» заносят те коды, которые нужно удалить из реестра.
4. Предоставить подготовленный пакет документов в местную НИ, в которой ИП зарегистрирован. Перед этим распечатывают титульный и листы «Е» и «Ж». ФИО на листе «Ж» пишут собственноручно. До прихода в инспекцию подписывать заявление нельзя — это делается в присутствии представителя НИ при подаче комплекта документов.
Если физлицо подает заявление самостоятельно, с собой надо взять только паспорт. Если заявление отправляется через почтовый сервис ценным письмом или передается уполномоченным лицом по доверенности, его надо удостоверить у нотариуса.
5. Получить подтверждение регистрации требуемых изменений в госреестре. Если не выявлено ошибок при заполнении документации, ИП получит новые документы не позже 5 рабочих дней с даты обращения. Если ИП попросил отправить ответ по почте, к этому сроку надо прибавить еще пару дней — на почтовую пересылку письма.
Сроки рассмотрения документов
Согласно закону, на рассмотрение изменений в ОКВЭД ИФНС дается 5 рабочих дней. Если замечаний к документам нет, результатом такого рассмотрения становится выдача субъекту:
- листа записи в госреестр (ЕГРЮЛ, ЕГРИП);
- экземпляр Устава с отметкой регистратора на нём (для юрлиц).
Пакет документов может быть направлен субъекту хозяйствования почтой на адрес его регистрации. Проверить, актуализирована ли информация в реестрах, можно самостоятельно – с помощью ресурса «Проверить себя и контрагента». Здесь же доступна к скачиванию и новая выписка.