Регистрация ИП: как это сделать и что важно учесть.
Вы решили открыть свой бизнес. Определились с идеей для бизнеса, составили бизнес-план. Проанализировав критерии для выбора организационно-правовой формы регистрации бизнеса, вы решили, что для вас оптимальная организационная форма – индивидуальный предприниматель. Как это сделать без ошибок, расскажем пошагово.
Кто же это - индивидуальный предприниматель? Это не отдельный субъект права, это любой гражданин, получивший право осуществлять предпринимательскую деятельность после государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, или сокращенно ИП.
Шаг 1. Подбор ОКВЭД и системы налогообложения
Перед подачей документов на государственную регистрацию, вам необходимо определиться с основными видами деятельности и подобрать соответствующие им коды по Общероссийскому классификатору видов эконмической деятельности ОК 029-2014 (ОКВЭД2).
Особо переживать, что вы не учли какой-либо вид деятельности и не указали его в заявлении на регистрацию ИП не стоит, вы в любой момент можете добавить в ЕГРИП новый код ОКВЭД, без уплаты госпошлины. Для этого вы подаете в налоговую заявление по форме No Р24001. Этой же формой вы можете изменить и основной вид деятельности, указанный в ЕГРИП.
Важно правильно указать при регистрации ваш основной вид деятельности, и в случае его изменения – своевременно поменять его в ЕГРИП. Как показала пандемия коронавируса, это может сыграть злую шутку с предпринимателем. Правительством для финансовой помощи во время пандемии были определены особо пострадавшие виды деятельности, и они определялись строго по ОКВЭД. И некоторые предприниматели лишены были этой поддержки - хотя они фактически относились к пострадавшим на 100%, но основной вид деятельности в ЕГРИП у них был указан другой, из «прошлой» предпринимательской жизни.
Второе, на что очень важно обратить внимание до подачи заявления на государственную регистрацию – это выбор системы налогообложения. У разных систем налогообложения различный порядок начала их применения. Если вы выберете для себя УСН, то у вас будет время для подачи уведомления о переходе на УСН: эго надо будет подать в течение 30 дней (календарные!) с даты государственной регистрации ИП. В том случае, когда вы хотите применять патент (ПСН), и применять его со дня госрегистрации вашего ИП, заявление на его выдачу нужно подать одновременно с пакетом документов для госрегистрации ИП.
Обратите внимание! ПСН и УСН можно совмещать. Патент выдается на конкретный вид деятельности, указанный в Налоговом кодексе. А УСН применяется в отношении одновременно всех видов деятельности ИП, не переведенных на патент. Поэтому, если вы планируете осуществлять сразу несколько видов деятельности, вы можете в отношении одного применять ПСН, в отношении других УСН. Главное определиться для себя и правильно начать применять соответствующую систему налогообложения.
Шаг 2. Подготовка пакета документов
Теперь время подготовить документы на регистрацию. В необходимый пакет документов госрегистрации ИП входят:
- заявление, которое готовится по форме No Р21001. Подпись на этом заявлении не заверяется нотариально, в случае, если заявитель (то есть сам гражданин) представляет эти документы лично (в налоговую или МФЦ) или в электронном виде при помощи электронной подписи (ЭЦП).
Важно! При подаче вышеуказанного заявления в регистрирующий налоговый орган или в многофункциональный центр (МФЦ) подпись в заявлении ставится в присутствии работников налоговой или МФЦ!
- копия паспорта гражданина РФ. Заверять копию паспорта нотариально не надо, если вы подаете документы лично или в электронном виде.
Внимание! Регистрация в качестве предпринимателя осуществляется только месту проживания (прописки). Если у вас в паспорте нет отметки о регистрации, вы не сможете зарегистрировать ИП.
- квитанция об уплате госпошлины в размере 800 руб.
Внимание! Если вы подаете документы для регистрации в электронном виде, через МФЦ или нотариуса, уплачивать государственную пошлину не требуется!
- заявление о переходе на патент – в случае, если вы хотите применять ПСН с момента государственной регистрации.
Также одновременно с документами для госрегистрации ИП можно подать и Уведомление о переходе на упрощенный режим налогообложения - в этом случае вы будете применять УСН с начала регистрации как ИП.
Подробно о том как заполнить заявление на открытие ИП мы рассказывали в жтой статье.
Шаг 3. Подача документов в ФНС
Пакет документов для государственной регистрации ИП могут быть переданы в налоговую любым из следующих способов:
- Лично
- Через своего представителя по доверенности. Доверенность должна быть заверена нотариально
- Удаленно
Лично или через представителя по доверенности пакет документов представляется на выбор:
- В налоговую инспекцию по месту регистрации гражданина.
- В любом МФЦ своего региона.
- Через нотариуса (только лично!).
Удаленно документы подаются следующими способами:
- По почте. Письмо оформляется с объявленной ценностью и описью вложения.
- Электронно с помощью сервиса на сайте ФНС nalog.ru или портал Госуслуг gosuslugi.ru.
Шаг 4. Получение документов
Если все документы, поданные на регистрацию ИП в порядке, через 3 рабочих дня в налоговой инспекции или МФЦ вы можете получить лист записи ЕГРИП, который подтверждает вашу регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя. В нем также указаны сведения о ваших видах деятельности, внесенных в ЕГРИП.